Самураи

Самураи: от рассвета до заката

 Самураи… Один из самых сильных, архетипичных образов, когда речь идет о Японии и японской культуре. Поколением за поколением, сотнями лет эти суровые воины, руководимые строгим кодексом чести, правили Японией, оберегая Страну Восходящего солнца от внешних угроз и поддерживая в ней порядок и справедливость…
Разумеется, реальность не всегда была столь кинематографической. Однако, многое здесь было правдой. Немногие знают, что слово “самурай” происходит от японского saberu, что означает «служить». Именно ради службы своему сюзерену и жил самурай, будучи готовым умереть во имя него в любой момент. Самурай, потерявший хозяина, назывался «ронин» и находился во многом в положении отверженного в Японии той поры. Рассвет для самураев как военно-дворянского сословия наступил еще в седьмом веке нашей эры, с реформами Тайка, призванными воссоздать в Японии политическое и военное устройство государства династии Тан в Китае. В ту пору Китай был образцом для японцев, государство и общество заимствовали у него многое, от иероглифического письма и архитектурных стилей до понимания того, какими должны быть идеальное государство – и безупречный воин на службе государя или даймё, крупного феодального правителя. А в с началом эпохи Хэйан, в конце восьмого столетия, император Камму призвал нарождающееся самурайство помочь ему в войне с айнами на севере главного японского острова Хонсю. Именно тогда на основе свода заповедей «Кюба-но мити» («Путь лука и скакуна») начал формироваться знаменитый самурайский кодекс поведения «Бусидо», что буквально означает «Путь воина», который определил главные этические постулаты самураев. Согласно канонам «Бусидо», жизнь самурая посвящена беспрекословной службе своему господину, ради которого он жил, сражался и был готов бесстрашно умереть в подходящий момент. При этом кодекс поощрял образование и приверженность к важнейшим этическим принципам японской культуры – философии дзен, что выражалось в интересе к чайной церемонии, каллиграфии, гравюре и изящной словесности.
Самурайское сословие как государственный институт в полной мере оформилось к началу эпохи Камакура. Именно тогда победивший самурайский клан Минамото основал в одноименном городке на берегу океана военную столицу Японии, откуда и осуществлялась власть. Периоды Камакура и Муромати считаются «Золотым веком» самурайства, когда объединенная под властью сёгуна Япония переживала длительный период без войн. Лишь однажды – в конце тринадцатого века – над Японией нависла угроза иностранного порабощения. Гигантский монгольско-корейский флот хана Хубилая дважды, в 1274 и 1281 годах, пытался высадиться на Японских островах, но в обоих случаях буря разметала их корабли, а их остатки были разгромлены маневренным японским флотом. Тех, кто все-таки сумел высадиться на берегу, самураи сбросили в море. Победы над монголами в необычайной степени укрепили авторитет самураев как защитников отечества и способствовали росту национального самосознания в стране. Именно к этому времени относится возникновение национального японского флага с изображением Восходящего солнца. Многие тогда в Японии считали, что спасение страны от вторжения иноземных захватчиков не обошлось без божественного вмешательства, а сильнейший тайфун, дважды разметавший их корабли, получил название «камикадзе», что означает «божественный ветер».
Закат самурайства начался с реставрацией Мэйдзи в 1860-х годах и ее революционными преобразованиями, направленными на ускоренную модернизацию страны. Самураям было запрещено носить свое оружие – мечи катана, фактически, как класс они были уничтожены, хотя сохранили свои привилегии, в частности, право владения землей. Эти перемены были неспокойными, произошел целый ряд самурайских восстаний, однако, в итоге мятежные самураи были подчинены власти императора. Войны самураев против императора, отражавшие противоречивую борьбу традиций против перемен, когда новое было не всегда лучшим, но неизбежным, получили драматическое выражение в японском и мировом искусстве. Наиболее известным примером является фильм 2003 года «Последний самурай», ставший международным блокбастером и удостоенный множества наград и четырех номинаций на «Оскар». Том Круз играет в нем американского офицера Нейтана Олгрена, призванного воевать на стороне императора Мэйдзи против войск самурайского князя Кацумото, в исполнении известнейшего японского актера Кена Ватанабэ. Прообразом Кацумото стал самурай Сайго Такамори, известная историческая личность, который действительно сражался против войск императора в семидесятых годах девятнадцатого столетия и пользовался огромной поддержкой в японском обществе той поры…
…самураев давно уже нет, но многие считают, что самурайский дух все еще остается частью национального самосознания Японии. Ему присущи такие черты, как храбрость, благородство, верность, стремление жить полной жизнью и презрение к смерти…

Яндекс.Метрика